ГРАФ НУЛИН
Год выпуска: 2003
Фолк-опера в 2-х частях по одноименной поэме А.С.Пушкина
Музыка - Петр Чайковский, Борис Синкин
Либретто - А.С.Пушкин, В.Иванов
Хор и симфонический оркестр. Художественный руководитель - З.а. России Николай Корнев. Дирижер - Святослав Лютер. Хормейстер - Владимир Мостовой
Фолк-группа «Карусель» п/у Николая Комскова; «Валенки» - Марина Уланова; «Калинка-малинка» - 3.а. России Анатолий Тукиш
«Граф Нулин» - З.а. России Николай Басков (тенор)
Муж -Н.а. России Михаил Кит (бас)
Наталья Павловна - З.а. России Наталья Корнева (сопрано)
Поэт - З.а. России Виталий Псарев (баритон)
Пикард - Вячеслав Луханин (бас)
Параша - Марина Ушаповская (меццо-сопрано)
Филька - Евгений Михеев (тенор)
Васька - Юрий Шкляр (бас)
ПРОЛОГ
1. Ночь. Поэт, а может быть, сам автор поэмы «Граф Нулин» Александр Пушкин размышляет о том, что в деревне «скука, грязь, ненастье, и вой волков». Его размышления неожиданно прерывают голоса обитателей усадьбы: Натальи Павловны, Лидина, Фильки, Васьки и Параши... Оказывается, и здесь, в деревенской глуши, поздней осенью жизнь не замирает, а наоборот происходят удивительные события:
«Унылая пора! Очей очарованье!»
«В ней много доброго; Любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной»
1-е действие
2. ПОРА, ПОРА...
Утро! Барин - муж Натальи Павловны собирается на охоту. Все обитатели дома провожают грозного барина.
«Не жди меня, не жди» -говорит он на прощанье своей жене Наталье Павловне.
3. ПОЭТ И НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА
Шум удаляющихся охотников. Наталья Павловна одна. Ей скучно... Поэт сочувствует ей:
«Не в отеческом законе она воспитана была,
а в благородном пансионе...».
4. МЕЧТА
Наталья Павловна мечтает. «...пред ней открыт четвертый том сентиментального романа...». «Любовь Элизы и Армана»... Ах!»
Возникает видение: «...Лидин, их сосед - помещик двадцати трех лет...»
...Но видение исчезло, и Наталья Павловна, плача убегает...
5. ТРИО ПАРАШИ, ФИЛЬКИ И ВАСЬКИ
Дворовые парни Филька и Васька пристают к Параше – горничной Натальи Павловны с вопросом: за кого из них двоих она выйдет замуж. Кокетливая Параша отказывает им:
«...Другому я навечно отдана - мне всех милей ... королевич Елисей...»
Таинственный королевич в ее мечтах никто иной, как грозный барин, муж Натальи Павловны. Филька и Васька хохочут. Разгневанная Параша награждает их за это увесистой палкой и убегает, подобно Наталье Павловне, в слезах на «кухню».
6. КОЛОКОЛЬЧИК
Поэт размышляет: «...как сильно колокольчик дальний порой волнует сердце нам...»
Скука
7. У МЕЛЬНИЦЫ КОЛЯСКА СКАЧЕТ
Звук колокольчиков усиливается. Наталья Павловна видит в окно проезжающую коляску, но вдруг: «О, радость!» Коляска переворачивается, Параша и слуги бегут к пострадавшим и приглашают барина к обеду.
«Пусть барину теперь покой особенный отводят» - повелевает Наталья Павловна.
8. СКУКА
Монолог Натальи Павловны «Мне скучно, значит скоро смехом засеребрится хмурый день».
9. ГАЛОП И РАССКАЗ ПОЭТА
В доме оживление. Все суетятся, готовясь к приему важного гостя. Этот гость - Граф Нулин,
«себя казать, как чудный зверь, в Петрополь едет он теперь...» проездом из Парижа. Графа сопровождает слуга Пикард.
10. ЗАСТОЛЬЕ
Наталья Павловна: «Отведайте вот это, граф. Весьма рекомендую».
11. ВАЛЕНКИ - русская народная песня
Параша, Филька и Васька по приказу Натальи Павловны развлекают графа.
12. БОЛЬШОЙ ДУЭТ
Наталья Павловна и граф Нулин беседуют о парижской жизни.
13. «Я НРАВЛЮСЬ ДАМАМ»
Развеселившийся граф исполняет легкомысленные куплеты «Я нравлюсь дамам».
14. РОМАНС
Наталья Павловна, увлеченная веселой игрой, исполняет романс «Пред испанкой благородной» после чего она и граф удаляются в «Библиотеку».
15. ЦВЕТОК
Появляются Пикард и Параша. Параша, подобно Наталье Павловне, кокетничает. Звучит лирический дуэт "Цветок" Ревнивые Филька и Васька хотят избить Пикарда, но Параша не дает Пикарда в обиду.
16. ТЫ И ВЫ
Вновь появляются Наталья Павловна и граф. Звучит трогательный дуэт «Ты и Вы», переходящий в «Вальс - Жмурки».
17. ГАРМОНИЯ
Поэт, восхищаясь Натальей Павловной, исполняет арию-монолог «Все в ней гармония», но звучат 12 ударов, возвещающих о наступлении полночи.
«Пора прощаться, ждут постели» и Наталья Павловна «Тихонько графу руку жмет».
18. КРАСАВИЦА! БОГИНЯ! АНГЕЛ!
Граф Нулин один. Он в смятении: «Нет, нет, не должен я, не смею, не могу» и, наконец: «Красавина, богиня, ангел».
2-е действие
19. Я ДОЛЖЕН БЫЛ ОСТАТЬСЯ С НЕЮ
В доме глубокая ночь.
Поэт: «не спится графу - бес не дремлет и дразнит грешною мечтой в нем чувства».
Граф: «Не уж-то вправду я влюблен?» В мечтах графа возникает образ прекрасной Натальи Павловны и он делает вывод: «Я должен был остаться с нею, ловить минутную затею»
«...но время не ушло теперь - отворена, конечно, дверь». Граф ищет в потемках спальню Натальи Павловны, но наталкивается на своего слугу Пикарда, также спешащего на свидание с Парашей.
20. СЕРЕНАДА ПИКАРДА
«Я здесь, Инезилья, я здесь по окном»
Параша и Пикард скрываются, и граф, гонимый страстью преодолевая страх и стыд продолжает поиск «заветной двери».
21. ПРОСТИ, НЕБЕСНОЕ СОЗДАНЬЕ
Поэт. «Вот он подходит к заветной двери и слепо жмет ручку медного замка».
Граф «Хозяйка мирно почивает иль притворяется, что спит» Далее звучит страстная ария графа «Прости, небесное сознанье, что я нарушил, твой покой» и скрывается в спальне, но тут же выбегает прочь!
Поэт. «Она охальнику с размаха, дает пощечину, да, да! Пощечину, да ведь какую?»
22 ПЕРЕПОЛОХ
В доме начинается переполох. «Воры! Воры!», «Держи, лови!»
Поэт вмешивается в стремительный поток событий: «Как он, хозяйка и Параша. Проводят остальную ночь! Воображайте, воля ваша. Я не намерен вам помочь»
23. ЗАТМЕНИЕ И ВНОВЬ ЗАСТОЛЬЕ
Утро. Звучит чинно, как ни в чем не бывало, реминисценция «Застолья» из первого действия
Наталья Павловна и граф Нулин за утренним чаем. Желая снять состояние неловкости, возникшей в связи с ночными приключениями, Наталья Павловна, как накануне днем, велит Параше развеселить гостя.
24. КАЛИНКА МОЯ
Филька и Васька исполняют русскую песню «Калинка моя».
25. ВОЗВРАЩЕНИЕ МУЖА
Идиллию утреннего концерта нарушают звуки рога. Слышен приближающийся лай собак и топот копыт. Это возвращается с охоты муж Натальи Павловны. Происходит сцена знакомства. Хозяин приглашает графа Нулина остаться на обед. Графу не до обеда - он отказывается, но муж Натальи Павловны и слушать не хочет об отъезде графа: «Эй, водки! Граф, прошу отведать! До дна, до дна, до дна!» Совершенно опьяневший граф падает без чувств, и его уносят.
Поэт: «Когда коляска ускакала, жена все мужу рассказала».
Муж в гневе: «Проклятье! Я его визжать заставлю! Скорее, скорее, в погоню!». Все домочадцы бросаются в погоню. Слышен лай собак, выстрелы ружей. Топот копыт. Наталья Павловна весело смеется, появляется помещик Лидин.
26. ФИНАЛ
Поэт: «Но кто же более всего с Натальей Павловной смеялся? Смеялся Лидин, их сосед. Помещик 23-х лет. Все в ней - гармония, все диво! Теперь мы можем справедливо сказать, что в наши времена супругу верная жена, друзья мои совсем не диво.»
КОНЕЦ
|